«Иваново — город невест!» — пел Андрей Миронов в фильме «Честный, умный, неженатый». Но Иваново умеет быстро меняться. В XIX веке его прозвали «русским Манчестером» за быстрое превращение из старинного села в мощного текстильного промышленника. Тогда это был город успешных предпринимателей; от них остались особняки со следами былой роскоши. Потом Иваново стал городом революционеров. Следом — городом одиноких ткачих. Сейчас здесь по-прежнему торгуют текстилем, — но часто из китайского ситца: свои фабрики закрыты. Диспропорция (1238 женщин на 1000 мужчин) больше средней по стране (1157 на 1000), но снижается. Теперь это город студентов — полтора десятка вузов: местных и филиалов федеральных. А ещё Иваново — самый нетипичный город Золотого кольца: его достопримечательности — дом-птица, дом-корабль и другие — построены в ХХ веке.
Ивановский вокзал — чуть ли не единственный вокзал в России, построенный в стиле конструктивизма, авангардного архитектурного направления 1920-х годов. Иваново вообще претендует на статус российской столицы конструктивизма. Недалеко от нового вокзала (по левую руку) сохранился старый: 1894 года постройки, деревянный и украшенный резными узорами.
Но первое впечатление от города, которое получают на Вокзальной площади гости Иванова — огромная голова женщины с развевающимися волосами. Туристы считают его памятником ивановской невесте. Но на самом деле это памятник молодым революционеркам вообще и Ольге Генкиной, убитой на вокзале черносотенцами в 1905 году, — в частности. Горожане относятся к художественному решению неоднозначно: изваяние прозвали головой профессора Доуэля, Медузой Горгоной и чупа-чупсом.
Одна из центральных улиц города. Не сворачивая с проспекта, можно посмотреть и на старинные особняки, и на лучшие образцы советской архитектуры, зайти в ключевые музеи города, пересечь реку Уводь и побывать на двух главных площадях Иваново: Пушкинской и Революции.
С революцией у Иванова особые отношения: местный пролетариат сыграл важную роль в революции 1905 года: здесь появился первый общегородской совет рабочих депутатов. В СССР город считался неофициальной «пролетарской столицей». Есть даже версия, что его планировали сделать столицей РСФСР (при Москве — столице СССР). Но документальных подтверждений этому нет. Во всяком случае, в 1920-е годы «пролетарская столица» стала площадкой, на которой лучшие архитекторы страны воплощали идеи конструктивизма
Конструктивизм — авангардистское направление 1920-х годов, которое в архитектуре проявлялось в простых, функциональных, монолитных формах. Смелость и новизну этих решений нам сейчас трудно оценить, потому что мы уже живём в том самом будущем, которое предчувствовали конструктивисты. Это, впрочем, относится ко всему авангардистскому искусству начала ХХ века.
Построенное архитектором Василием Панковым в 1928 году школьное здание сверху действительно напоминает летящую птицу. Над левым крылом — обсерватория (сейчас не действует).
Всего в 1920-х – начале 1930-х годов в Иваново было построено около полусотни конструктивистских зданий (около дюжины к настоящему времени перестроено или утрачено).
Самый известный образец ивановского конструктивизма возвёл в 1930 году московский архитектор Даниил Фридман. Сходство с кораблём зданию придаёт не только плавное закругление торца-носа и галереи-палубы, но и сплошное остекление первого этажа, имитирующее воду. Комплекс состоит из двух зданий: «корабль» с башней на корме предназначался для жизни номенклатуры, прозванный «баржей» второй дом позади него — для рабочих.
Устроенный в кирпичном здании реального училища и школы колористов постройки конца XIX века художественный музей на редкость богат для провинции. Здесь есть мумия и другие древнеегипетские диковины, античные артефакты, древнерусское и восточное (самое крупное в нестоличной России собрание) искусство.
Но главное — большая коллекция русской живописи XIX века (Рокотов, Боровиковский, Брюллов, Репин, Серов, Левитан, Кустодиев, Поленов и др.) и русского авангарда (Малевич, Фальк, Розанова, Кончаловский и т.д.).
Ивановские музеи — подразделения историко-краеведческого музея имени Дмитрия Бурылина. Предприниматель и меценат Дмитрий Бурылин интересовался всем на свете. То скупал редкие книги, оружие и масонские знаки, то переписывался со Львом Толстым, то самолично вёз из Египта мумию в саркофаге. И в 1914 году выставил свои коллекции в специально выстроенном здании.
В 1917 году музей национализировали вместе с фабрикой и домом Бурылина. Имя основателя музею вернули только в 1990-е годы. Это и сейчас один из самых интересных провинциальных краеведческих в стране.
Самый уникальный даже по мировым меркам экспонат — стоившие Бурылину безумных денег астрономические часы, натуральная машина времени. Изготовленные в Европе в конце XIX века часы могут показывать время в 37 городах мира, долготу дня и ночи, год по григорианскому, юлианскому, иудейскому и магометанскому календарям и многое другое.
Музей ивановского ситца устроен в бывшем особняке Дмитрия Бурылина и изначально соединён с бурылинским музеем через дорогу подземным ходом. В советское время про ход надолго забыли и открыли его только несколько лет назад.
Экспозиция охватывает всю историю производства тканей. Здесь можно посмотреть на старинную одежду, на советские агитационные ситцы с индустриальными принтами, на эскизы и прочие труды модельера Славы Зайцева (он родом из Иваново). Не меньший интерес представляют интерьеры особняка, где частично сохранились итальянские оконные витражи, лепнина, резные двери и так далее.
Здесь в 1990-е годы начиналась карьера группы «Дискотека Авария». Той самой, без которой в миллениум не обходилась ни одна вечеринка. Проект появился ещё в начале 1990-х, а к концу 1990-х совершенно покорил родной Иваново (без их выступления не обходился ни один праздник) и двинулся на Москву и на страну с хитами «Новогодняя», «Песня про яйца», «Disco Superstar» и так далее.
Ночной клуб, который был здесь в 1990-е, увековечен в песне «Аварии» «Ленина, 21» («Уже пора доставать крутые кепки. И вот, вот, вот, вот я вошёл. Народу немерено. Чего тебе ещё? Теперь ты поверил мне? Такое давление! Все идут, и не лень им. Но моё поколение бросает силы на проспект Ленина, 21»).
По набережной приятно прогуляться и полюбоваться на уток и чаек, а также на старинную индустриальную архитектуру. Именно с набережной открывается один из самых знаковых ивановских видов — на башенку фабрики бумажно-технических изделий (бывшая ситценабивная и хлопчатобумажная фабрика Фокина).
Фабрика напротив набережной — не только самая визуально узнаваемая из всех ивановских, но единственная действующая в центре Иванова. Прочие текстильные фабрики, когда-то сыгравшие решающую роль в развитии города, после распада СССР закрылись, и сейчас заняты торговыми центрами, офисами и так далее.
Одна из двух главных площадей Иванова раскинулось перед Дворцом искусств. Во Дворце искусств обитают сразу несколько театров (а также ночной клуб).
Обычно площадь называют просто «Пушка». Это — эпицентр ивановской культурной и тусовочной жизни. В начале лета, например, во дворце искусств традиционно проводится международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского (среди председателей фестиваля были, например, Рэйф Файнс и Йос Стеллинг).
Также в июне на площади Пушкина проходит ежегодный флешмоб «Сбежавшая невеста»: десятки девушек устраивают забег в свадебных платьях.
Вторая главная площадь: здесь стоит здание городской администрации, отсюда начинается центральная улица — проспект Ленина.
В 1975 году на площади поставили памятник героям революции 1905 года (скульптор Даниил Рябичев). Народ вообще воспринимал монументальную скульптуру эпохи застоя с иронией. Вероятно, она была уж слишком оторвана от реалий и вкусов времени. Но этому памятнику досталось особенно. Говорят, памятник предназначался, но не сгодился тёплой Одессе, — поэтому герои босые. Их прозвали босоногими хоккеистами (за манеру держать знамя как клюшку) и «Вставай, уже одиннадцать» (время начала продажи алкоголя).
В наши дни губернатор хотел убрать памятник и восстановить бывший тут ранее храм, но мэр был не согласен. Как компромисс рядом с памятником построили часовню.
Переулок абсолютно ничем сам по себе не примечателен. Но где ещё вы можете, приняв выражение лица как у Штирлица или позу как у Маты Хари, сфотографироваться на фоне адреса «Конспиративный переулок»?
Вообще Иваново, благодаря революционному прошлому, богат на необычные названия улиц. Кроме Конспиративного переулка есть ещё Конспиративная и Трибунальная улицы. А также улицы, названные конспиративными же кличками видных революционеров: Арсения, Отцовская, Громобой, Ермака (Ермак — это не покоритель Сибири, а тоже кличка).
Раньше была ещё и улица Боевиков (в честь боевой дружины большевиков 1905–1907 года), но после двух чеченских войн улицу наконец переименовали.
Руины утопии, один из главных шедевров ивановского конструктивизма — 400-квартирный жилой комплекс в Первом рабочем посёлке. Построен в 1929–1931 годах по проекту знаменитого архитектора Ильи Голосова. Неоштукатуренный тёмно-красный кирпич — очень характерный признак ивановского конструктивизма.
Вообще же для конструктивизма свойственно строительство жилых комплексов с развитой инфраструктурой (человек будущего свободен от быта и проводит свободное время в общественных пространствах). Вот и в Доме коллектива были запроектированы столовая, детсад, прачечная, зал собраний и так далее.
Сейчас эти помещения заняты магазинами, а сам комплекс находится в довольно плачевном виде.
Старейшее каменное здание Иванова — приказная изба конца XVII века (по сути дела, сельская администрация).
Село Иваново известно с середины XVI века. В XVII веке тут начали бурно развиваться ремесла, в XVIII — появились первые мануфактуры, в XIX — железная дорога и фабрики, превратившая село Иваново и соседний Вознесенский Посад в один город Иваново-Вознесенск.
История бывшей приказной избы — это история успеха по-ивановски: в начале XIX века её выкупил Осип Щудров, разбогатевший выходец из крепостных крестьян, надстроил два этажа и устроил в них ситцепечатное производство. В ХХ веке палатку тщательно отреставрировали, убрав надстроенные этажи. В 1990-е годы палатка то стояла заброшенная, то сдавалась под казино. Сейчас она находится в музейном ведомстве, но внутрь не попасть.
В Иваново исполнитель городских романсов, блатных песен и так далее Аркадий Северный родился и провёл детство. Поэтому с 2009 года тут проходит фестиваль шансона его памяти, а в 2010 году появился памятник.
Северный был самобытной фигурой советского андерграунда — и уважаем не только любителями русского шансона. Он вообще выглядит не слишком типичной фигурой для официального увековечивания, но как-то ухитрился стать памятником. Точно также, как ухитрялся не сесть за тунеядство, будучи нигде не зарегистрированным, вольно гастролирующим певцом из тусовки диссидентов и фарцовщиков.
А уже будучи памятником Северный ухитрился избежать современной цензуры. В последний момент перед открытием памятника власти смутились, что артист пьёт и курит на глазах детей, поэтому бутылку превратили в вазу, приделав розу. Но общественность выразила недоумение, и ивановский департамент культуры восстановил правду жизни, убрав розу.
Стилизованный под средневековый замок с угловой башней — донжоном — дом выделялся и в купеческом Иваново. А в современном российском городе обветшавший «замок» и вовсе выглядит наваждением
Швейцарец Александр Дюрингер, представитель московской фирмы, торгующей красителями для тканей, построил этот дом для своей многодетной семьи в первой половине 1910-х годов. Сад украшали фонтан и статуи, в фойе гостей встречали рыцарские доспехи. В доме был зимний сад и вольер с экзотическими птицами. Но в 1915 году жена Дюрингера застрелилась. По слухам — из-за любовных похождений мужа (говорят, у него был роман с женой хозяина особняка через дорогу). В 1919 году сам Дюрингер умер в одиночестве в башне от чёрной оспы (уже тогда редчайшей), а его детей выселили.
С советских времен и до сих пор здание используется как жилой дом на 20 квартир (и сейчас он практически в руинах). Городские легенды намекают, что где-то в доме до сих спрятаны бриллианты несчастных Дюрингеров.
Домик резчика Курбатова с узорными наличниками 1800 года постройки считается старейшим жилым деревянным зданием в Иванове.
Проживающая в доме с рождения пенсионерка состоит с городскими властями в долгой судебной тяжбе: её обязывают заботиться о памятнике архитектуры регионального значения, а она пытается избавить дом от этого хлопотного статуса.
Сейчас имеющий статус кафедрального собора, храм (выстроенный в середине XIX века) в дореволюционные времена был кладбищенской церковью. Церковь закрыли и разграбили в 1930-е годы, а на территории кладбища устроили парк с танцплощадкой, в народе прозванный «сад живых и мёртвых».
Сейчас территория сада принадлежит монастырю, а церковь тщательно отреставрирована. Прихожане и туристы особенно отмечают монастырский мужской хор.