На месте старого порта (сейчас порт находится западнее) разместился один из самых интересных музеев города. Издали видно его новое здание в виде стеклянного шара. Но оно ещё строится, музей пока занимает здание попроще. Хиты (не слишком большой) экспозиции под крышей — 15-метровый скелет кашалота, глубоководный аппарат «Мир-1», который Джеймс Кэмерон использовал на съёмках «Титаника», аквариумы с рыбами.
Крупнейшие экспонаты пришвартованы у набережной снаружи: подлодка «Б-413», теплоход «Витязь», судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», рыболовный траулер «СРТ-129». Все можно посетить — каждое по отдельном билету. У всех судов — своё расписание: изучите сайт музея заранее. В разгар сезона будьте готовы к очередям в кассы и на вход.
Впрочем, приятно и просто прогуляться по булыжной мостовой набережной Петра Великого и посмотреть на корабли (а также якоря, обезвреженные донные мины и прочее хозяйство музея, выставленное прямо на набережной).
Калининград — город контрастов между довоенной немецкой и послевоенной советской эстетикой. Старинный фонтан с умильными путти на фоне панельных многоэтажек воплощает эти контрасты максимально наглядно. Фонтан, украшенный фигурами пухлых малышей из ракушечника, создан скульптором Станиславом Кауэрсом (его же — памятник Шиллеру в начале проспекта Мира) в 1908 году. Несколько раз фонтан переезжал с место на место, страдал от времени и вандалов, пока его не принял к себе Музей Мирового океана. В 2011 году петербургские специалисты отреставрировали фонтан по архивным фото.
Нижний ярус — для автомобилей и пешеходов, верхний — для поездов. Мост построен в 1926 году, взорван немцами во время битвы за Кёнигсберг и восстановлен с заменой поворотного механизма на подъёмный. Когда нужно пропустить проходящие по реке суда, средняя часть моста поднимается.
В районе моста ухоженная прогулочная набережная Петра Великого превращается в сугубо утилитарную, неуютную Правую набережную, которую куда чаще проезжают, чем проходят. Зато с Правой набережной — лучший вид на порт и его суровую промышленную архитектуру. Имейте в виду, что вид начинается не сразу: метров 800 придётся идти вдоль глухого забора, отделяющего вас от порта и реки.
Говорят, Иммануил Кант все свои 80 лет не выезжал из Кёнигсберга и приговаривал: «Чтобы увидеть весь мир, достаточно прийти в порт!». Как и почти любая красивая история, это не совсем правда. Да и во времена Канта порт — основанный ещё в XIV веке, — конечно, выглядел куда более экзотически — и там действительно можно было повстречать людей со всего света. Но посмотреть на корабли, огромные краны и гигантские элеваторы начала ХХ века интересно и сейчас. Особенно эффектно суровые индустриальные красоты выглядят на закате.
Если повезёт, в порту можно застать знаменитый барк «Крузенштерн», спущенный на воду в 1926 году: его ровесники уже памятники, а он по-прежнему бороздит океаны и участвует в парусных регатах.
Ближе к пересечению с улицей Вагоностроительной на бетонном заборе вдоль Правой Набережной начинается ещё и заборная галерея граффити — некоторые из них довольно мощные.
А это огромное здание на Правой набережной — элеватор конца XIX века, снабжавший сырьём вальцовую мельницу.
Сейчас это офисное здание, которое пытается превратиться в креативный кластер, — там работают сразу несколько фотостудий, дизайнеры и прочие творческие люди.
Вагоностроительная (бывшая Арндтштрассе) приведёт в бывший рабочий район Ратсхоф. Cто лет назад это была пролетарская окраина города. Тогда сюда — за город и поближе к железной дороге — переехала с острова Ломзе (сейчас — Октябрьский) вагоностроительная фабрика Штайнфурта. В 1920-е годы на ней было занято около тысячи рабочих.
Она продолжила работу и после войны в качестве Калининградского вагоностроительного завода. Это и есть та промзона между рекой и железной дорогой, мимо которой мы прямо сейчас идём по Вагоностроительной. Завод до сих пор выпускает думпкары (вагоны-самосвалы), контейнеры и электропогрузчики.
Железобетонный мост через железную дорогу построен в начале 1910-х годов. Раньше здесь была и железнодорожная станция, от которой сохранились эти постройки.
После железной дороги промзона заканчивается и начинаются старые жилые кварталы.
Район Ратсхоф строился в начале ХХ века как прогрессивное и комфортное жильё для рабочих вагоностроительной фабрики: двухэтажные дома на 3–4 семьи, с детскими площадками, прачечными, ванными комнатами в подвале и обязательно — с садом при каждом доме. Это застройка до сих пор выглядит уютно. Кстати, в одном из этих домов на улице Ремонтной провёл детство будущий космонавт Алексей Леонов.
Застройка Ратсхофа — демократичное прочтение популярной в начале ХХ века идеи города-сада, придуманной английским социологом-утопистом Эбенизером Говардом. Эта же идея — в более элитарном варианте — вдохновила и создателей колонии вилл Амалиенау. Она владела и умами градостроителей в раннем СССР: город-сад строили в Иванове, Барнауле, Вологде и ещё много где.
Город-сад, неплотно застроенный, ограниченный по численности, с развитой инфраструктурой, противопоставлялся типичному городу конца XIX века: перенаселённому, хаотично растущему, антисанитарному.
«Вагонка» — один из старейших клубов города, культовая концертная площадка. Здесь дают концерты и местные музыканты и заезжие звезды (в «Вагонке» выступали, например, The White Stripes!). Так что не забудьте заглянуть в афишу. В нынешнем здании это трудно разглядеть, но клуб находится в бывшей Христос-кирхе, построенной в 1937 году архитектором Куртом Фриком. Это была последняя церковь, построенная в предвоенном Кёнигсберге. После войны в кирхе устроили дом культуры.
«Вагонку» передали РПЦ, — поэтому, рано или поздно она, вероятно, будет реконструирована и превращена в православный храм. Это довольно типичная судьба для бывших лютеранских кирх Калининграда и области, — при этом, новые хозяева как правило сохраняют наружный исторический облик зданий.