Комплекс лесных складов на острове Новая Голландия — один из старейших ансамблей утилитарного назначения и одно из любимых мест современных петербуржцев.
Ещё в 1730-х годах участок суши, омываемый Мойкой, Адмиралтейским и Крюковым каналами, под руководством архитектора Ивана Коробова стали приспосабливать под склады корабельного леса. А со второй половины XVIII века здесь начали каменное строительство. Архитектор Савва Чевакинский, спроектировавший в 1765 году основную композицию комплекса, разработал оригинальную систему хранения леса вертикально с уклоном. Оформление фасадов в стиле раннего классицизма выполнил архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот: по его проекту возвели величественный, завершённый мощным карнизом портал с аркой, одной из самых красивой в Санкт-Петербурге.
В 1858 году по указу Александра II территория парка перед Таврическим дворцом вместе с каналами и пристанью отошла «Акционерному обществу Санкт-Петербургских водопроводов». Уже через пять лет в центре участка возвели башню, чтобы жители левобережной части города смогли пользоваться центральным водоснабжением.
Восьмигранная водонапорная башня высотой около 50 метров стилизована под образцы романской архитектуры и отсылает к средневековью. Есть мнение, что место её постройки выбрали неудачно: в панораме Невы сооружение перетягивает внимание со Смольного собора и Таврического дворца (кстати, башня закрывает вид на него с Невы). Но сейчас уже трудно представить район станции метро «Чернышевская» без этого вертикального элемента. Сегодня в башне работает «Музей воды».
Это сооружение можно по праву назвать шедевром промышленной архитектуры Петербурга. Оно стало доминантой Обводного канала и символом промышленной революции в России.
Газгольдер — это резервуар для хранения газа. Такие постройки возводили, чтобы обеспечить газом систему освещения улиц. Создатель здания на Обводном канале — архитектор и гражданский инженер-строитель, профессор Академии художеств и первый директор Института гражданских инженеров Рудольф Бернгард. Сегодня этот газгольдер известен как Планетарий №1 — внутри него поместился большой проекционный купол. Пожалуй, это максимально удачное архитектурное решение для такого назначения.
Большое краснокирпичное здание, украшенное грядой белых сводчатых окон, вытянуто перпендикулярно Выборгской набережной. Высокая дымовая труба и башня издалека обращают на себя внимание, выразительно возвышаясь над общим объёмом. Такой стиль характерен для промышленных зданий конца XIX века — нередко его называют кирпичным.
Этот корпус «Выборгской бумагопрядильной мануфактуры» возвели по проекту выдающегося гражданского инженера и архитектора Василия Косякова, который также построил Морской Никольский собор в Кронштадте. После национализации в 1922 году предприятие переименовали в прядильную фабрику «Красный Маяк», а в 1990-е его закрыли. В 2001 году прядильный корпус с кузницей и дымовой трубой стал объектом культурного наследия. Сейчас здесь работает компания по производству фторопластовой продукции.
Промышленная среда в этом районе окончательно сформировалась в середине 1890-х – начале 1910-х годов. В это время здесь работал талантливый гражданский инженер Фёдор Лумберг. Уделяя особое внимание художественной стороне, он построил сразу несколько производственных и служебных зданий с выразительной пластикой фасадов. Среди них выделяется пушечная мастерская.
Сооружение ритмично разделено мощными контрфорсами (вертикальными опорами) и завершено системой фонарей — стеклянных элементов конструкций кровли, пропускающих свет. Особенно эффектным можно назвать зенитный фонарь над угловым цехом.
Рассматривая работы Лумберга, можно убедиться, что промышленная архитектура нисколько не уступает по красоте гражданской и культовой.
Здание производственного корпуса с котельной и дымовой трубой принадлежало акционерному обществу «Сименс и Гальске». Компания сначала занималась обслуживанием телеграфного оборудования, а затем — организацией электрического освещения и трамвайного движения, а также сборкой радиоаппаратуры.
Корпус выполнен в кирпичном стиле, характерном для промышленной архитектуры. Дымовая труба играет роль доминанты в комплексе заводских построек и подчеркивает индустриальную историю места. А сам корпус старинного предприятия стал символом современного общественного пространства «Севкабель Порт». Его вид формирует новое восприятие подобной архитектуры горожанами и гостями Петербурга. Так промышленные объекты становятся тем, чем петербуржцы не могли их представить ещё 25-30 лет назад.
В сентябре 1907 года в Петербурге появился новый вид общественного транспорта — трамвай. Для организации движения построили Центральную электрическую станцию и пять трансформаторных подстанций. Здания находятся в разных частях города, но все они спроектированы архитектором Алексеем Зазерским и инженером Леонидом Горенбергом. Особенно симпатичной получилась центральная станция на Атаманской.
Впечатляет эстетика постройки: объём лестничной башни со ступенчатым завершением придаёт зданию выразительный силуэт. Криволинейный козырёк огибает башню со всех сторон и приподнят над круглыми окнами — люкарнами. Так создатели станции выразили идею о том, что промышленная архитектура не менее красива, чем дворцовая.
Сегодня в здании работает научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования.
В 1904 году появился проект перевода всех конно-железных дорог на электрическую тягу. В итоге ещё за пару лет до завершения строительства Василеостровского трамвайного парка в сентябре 1907 года из его стен вышел первый в Петербурге трамвай. Так началась новая эпоха городского транспорта.
Комплекс зданий парка принадлежит к ранним образцам применения прогрессивных для того времени железобетонных и металлических конструкций. Автор архитектурно-художественного решения — гражданский инженер Леонид Горенберг.
Сочетание разных фактур в отделке фасада: рваного гранита в цоколе, гладкой бетонной поверхности во фронтоне, кирпичной кладки и металлических деталей ворот, витража в центральном окне — вносит оттенок модерна в стилистику сооружений на Среднем проспекте Васильевского острова, 77 – 79. А неоштукатуренные кирпичные стены придают им готическую окраску. Сейчас здесь работает Музей городского электрического транспорта.
Выборгская набережная — кусочек Манчестера в Петербурге. Как и в британском индустриальном городе, здесь появилась целая россыпь бумагопрядильных и ткацких мануфактур. Самая впечатляющая из них — «Невка».
В глубине участка в 1911 году возвели крупное здание, которому автор проекта Николай Васильев придал предельно лаконичный облик. Чередование разных объёмов и форм, геометрия башен и уверенные вертикали дымовых труб — всё это придаёт строению особенную динамику и экспрессию. Неудивительно, что фабричный ансамбль и сегодня играет главную роль в панораме Большой Невки. Сейчас пространства мануфактуры арендуют офисы и производства.
У пивоваренного завода «Бавария» в Петербурге большая история со взлётами и падениями. Но все, что осталось от него сегодня, — уникальная солодовня начала прошлого века.
К проектированию и руководству строительством этого и других заводских объектов привлекли инженера Льва Серка, одного из пионеров использования железобетона в архитектуре и основоположников отечественного промышленного проектирования.
Впрочем, реальное здание солодовни несколько отличается от чертежей мастера. Один из фасадов дополнили декоративными фронтонами ломаных очертаний, что придало строению черты архитектуры южно-немецкого ренессанса. Отличное решение для корпуса пивоваренного завода!
Здание признано памятником истории и культуры регионального значения, но сейчас не используется и ждёт восстановления.
В начале ХХ промышленная архитектура опережала другие сферы строительства по использованию каркасных железобетонных конструкций. Особенно масштабно эти новации внедрили при формировании в 1907 – 1915 годах комплекса Невской мельницы у истока Обводного канала.
По проекту Исидора Квиля здесь возвели одно из самых необычных по архитектурному объёму промышленных зданий в Петербурге — механизированный элеватор на 11 тысяч тонн зерна. Монолитная железобетонная структура образована ячейками-силосами, пронизывающими сооружение почти по всей высоте. Это масштабное строение стало доминантой мельничного комплекса.
Сегодня комбинат принадлежит частной организации, но в 2008 году усилиями городских властей удалось вернуть элеваторный комплекс в собственность города. Сегодня часть помещений арендуют для производства муки.
Можно смело сказать, что это самый известный образец конструктивистского стиля в Санкт-Петербурге. Завод «Красный гвоздильщик» состоял из канатного цеха и водонапорной башни — она стала архитектурным чудом Васильевского острова и неофициальным символом района.
Эффектный бетонный цилиндр возвышается на опорах над вытянутым корпусом цеха. Главный творец этой чистой игры объёмов и вертикалей — Яков Чернихов. Башню можно долго разглядывать, размышляя о том, как архитектура, казалось бы, малыми средствами может оглушить человека своей гениальностью. К счастью, в наше время комплекс отреставрировали и привели башню в полное соответствие с её ценностью.
Хлебозавод-автомат — новаторская и дерзкая идея советских инженеров и архитекторов 1930-х годов, которую успешно воплотили в жизнь. Конструктивистский архитектурный объём собрали из цилиндров, а внутри создали выверенный маршрут сверху-вниз для выпечки хлеба.
Компания RBI, которая приобрела объект архитектурного наследия, с 2018 по 2023 год реконструировала здание — и открыла в нём не только свой офис, но и общедоступный культурный центр. Приятно, что в обновлённом пространстве появилась и экспозиция, посвящённая работе хлебозавода-автомата. А это уже чистая индустриальная археология — изучение и сохранение всего, что связано с эпохой индустриализации.