Напротив Музыкального театра, на пересечении улиц Куйбышева и проспекта Карла Маркса (кстати, бывшей Мариинской) — здание Национального театра Республики Карелия. Хотя старшее поколение петрозаводчан по привычке называют его «Финским театром». За этим названием стоит трагическая история театра, основанного в еще 1920-х годах, а в 1930-х едва не уничтоженного репрессиями.
Сейчас здесь идут спектакли не только на русском, но и финском, карельском и вепсском языках (с синхронным переводом). Кстати, этот театр в свое время стал первым национальным театром в СССР, ставшим использовать наушники для синхронного перевода на русский. Театр узнаваем и по барельефу работы Саввы Бродского — художника и архитектора, реконстрировавшего это здание в 1960-х. На барельефе на фасаде изображен кузнец Илмаринен из народного карело-финского эпоса «Калевала».
Примечательна уже сама площадь Ленина, на которой находится музей: она круглая и в разные годы называлась и Полуциркульной, и Циркульной, и Круглой, и даже площадью Свободы. Основанный в 1871 году местным губернатором музей тоже много раз менял названия и статус: например до 2011 года он назывался просто краеведческим. Музей обитает в здании бывшего губернаторского дома постройки конца XVIII века.
Здесь есть экспозиции, посвященные природе Карелии, археологии (плиты с петроглифами, предметы культа и амулеты из погребений Оленеостровского могильника эпохи каменного века — крупнейшего археологического памятника Северной Европы), карельскому фольклору, средневековью и истории того, как строительство оружейных заводов в XVIII веке дало начало городу.
Орудийные стволы, которые отливались на Александровском заводе, можно увидеть в прилегающем к музею Губернаторском парке. Особенно красиво в парке осенью, когда его устилает ковер из разноцветных кленовых листьев.
Набережная — своего рода музей под открытым небом. Парапеты и брусчатка сделаны из карельского гранита, диабаза и шокшинского малинового кварцита. Но больше всего впечатляет разнообразие скульптур-подарков из городов-побратимов Петрозаводска: норвежского Мо-и-Рана и из французского Ла-Рошель, из шведского Умео и немецких Тюбингена и Нойбранденбурга, финских Варкауса и Йоэнсуу и других. Традиция началась в 1991 году с «Рыбаков» американского скульптора Рафаэля Консуэгро из города Дулута, Миннесота. Русский и американский рыбаки вместе забрасывают сети в Онего, символизируя дружбу народов. А скульптура «Медведи» российского скульптора Лео Ланкинена украшает Дулуту.
На набережной есть и кузница, и ротонда, где летом устанавливают пианино, чтобы музицировать на фоне фантастических закатов над Онего в белые ночи, и музей «Полярный Одиссей», и памятник основателю города — Петру I. Петр стоит у речного вокзала, откуда «Метеоры» с туристами отправляются в легендарные Кижи.
Главная достопримечательность этих мест, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО — архитектурный комплекс на острове Кижи. Вы точно видели эти 23 луковки с деревянными чешуйками, — церковь Преображения Господня, построенную в 1714 году неизвестными строителями, по легенде — без единого гвоздя. В срубе гвоздей и правда нет, в куполах — есть. Нынешний вид храма, как водится, — реконструкция. В начале XIX века главы покрыли железом: тогда никто не думал о сохранении архитектуры в неприкосновенном виде. Лемех (деревянную черепицу) восстановили в 1950-х советские реставраторы.
Изначально ансамбль Кижского погоста состоит из двух церквей и колокольни. Но с 1960-х в Кижи cвезли десятки часовен, домов и прочих построек из Заонежья и других районов Карелии.
Добраться легко: просто сесть на комфортабельный «Метеор» на набережной у речного вокзала.
Кстати, Ки́жи или Кижи́? И так, и так: распространено ударение на второй слог, но Заонежье традиционно ставят на первый.
Если вы оказались в этих местах, не поленитесь сделайте остановку у горы Сампо. Небольшой по времени подъём на гору с лихвой окупится красивейшим видом. Гора Сампо для Карелии — это свое уникальное место силы. Только не поддавайтесь искушению повязать ленточку «на удачу/счастье/память» на растущих на горе деревьях! Этот туристический тренд, на самом деле чужд карельской культуре, лишь портит и вид, и впечатления от посещения горы. Вместо этого просто полюбуйтесь сказочным видом на Кончезеро, а когда вернётесь домой или в гостиницу, то обязательно найдите ответ на вопрос: что стало с мельницей Сампо из народного карело-финского эпоса «Калевала», в честь которой гора и получила своё название?
Скалистое урочище под жутковатым названием «Чертов стул» — объект культурного наследия и любимое место отдыха и горожан, и туристов в черте города. «Чертов стул» действительно по форме напоминает стул или даже трон какого-то горного короля. Но ничего сверхъестественного: просто пару миллиардов лет назад в этом месте произошло извержение вулкана, а со временем огненная лава превратилась в каменную породу.
Вид отсюда на Петрозаводскую губу Онежского озера открывается изумительный! Бонусом будет посещение Ботанического сада Петрозаводского государственного университета и расположенной рядом действующей церкви во имя Сретения Господня. Церковь XVIII века была закрыта в советское время, но в начале XXI века снова освящена.
Карелия — это не только Кижи, водопад Кивач и Валаам. Это ещё и Беломорские или Пудожские петроглифы: наскальные изображения IV—III тысячелетия до нашей эры в Беломорском районе Карелии на островах реки Выг.
Ехать до Беломорских петроглифов на поезде — около 6 часов. Зато в получасе езды от Петрозаводска есть современный арт-объект Сергея Гапановича «Долина зайцев»: множество высеченных на скалах зверьков. Можно обзавестись собственным зайцем, а можно просто наделать фотографий на память о путешествии в Карелию.
Кстати, советуем на тему петроглифов повесть карельского писателя Александра Линевского «Листы каменной книги».